Речевые игры с мячом

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Варьеганский детский сад комбинированного вида "Олененок" 

ул. Центральная, 17, с. Варьеган, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра  (Тюменская область), 628638

Речевые игры с мячом

 

Воспитатели средней группы Р.А. Яворская, И.В. Шаталина

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть

Игры с мячом "Животные и их детёныши”

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.
у  тигра – тигренок
у льва – львенок
у слона – слоненок …

Группа 2.
у медведя – медвежонок
у волка – волчонок
у  белки – бельчонок…

Игры с мячом “Кто чем занимается? ”

Цель:  закрепление  знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а  ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый:                                            
строитель 
повар
уборщица   
парикмахер    
маляр…

Дети:   
строит
варит  
убирает   
стрижет 
 красит…

 

Игры с мячом “Хорошо - плохо ”
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий:  Город.
Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить  на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Игры с мячом “Что делают эти животные?”

Цель:  активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий:

Собака

Кошка

Мышка…

Дети:
Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается…
Мурлычит, крадется, царапается, умывается…
Шуршит, пищит, грызет, запасает...

Игры с мячом “Кто кем был?”
Цель:  развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом                                 
лягушка – головастиком…                    
 дуб – желудем
хлеб – мукой                                       
рубашка – тканью
дом – кирпичом

Рифмы

Число игроков: 3-5 человек

К любому слову необходимо придумать как можно больше рифм.

Палка – галка – скалка. Ну, в общем, вы меня поняли.

Города

Первый игрок называет город, например, Москва. Следующий продолжает с той буквы, на которую окончилось первое слово, то есть с «А». Архангельск. Теперь цепочка продолжается с К. Киев. Владивосток. Курган. Стоит подкрепить знание российской географии пособием Зайцева «Марки. Города». По крайней мере, нашим мальчишкам это, наконец, дало возможность отличить город от страны. А то они норовили назвать Россию в качестве города. А еще обязательно повесьте карту – пусть высматривают эти самые города: большие и маленькие.

Я знаю

В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».

Наборщик

В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов.  Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д.  Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.

Загадал

Игрок загадывает слово, записывает первую букву, второй придумывает второе слово, к первой букве приставляя свою – вторую, и так до тех пор, пока не найдется вариант слова, не имеющий продолжения. Иногда можно блефовать: делать вид, что слово имеет продолжение,  и не потеряло смысл. Но такой блеф может в любой момент раскрыться, если ведущий попросит назвать слово.

Первая и последняя буква

Взрослый загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать эту букву.

Балда

Игра простая, довольно известная. Нужно с помощью букв, расположенных на игровом поле, составлять слова. Играют обычно двое, но можно и больше. Игровое поле – это листок в клеточку 5х5, в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной клеточке. В свой ход игрок вписывает букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. Теперь надо составить слово с этой установленной буквой. По правилам слово должно существовать в словарях, быть именем существительным, в единственном числе и именительном падеже. Такие слова, как «ножницы», «очки», впрочем, употреблять можно. В слове должна быть использована поставленная на поле буква. Чем длиннее слово придумает игрок, тем больше очков получаете. Одна буква — одно очко. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.

Антонимы

Бросаем мячик и говорим «холод».  Малыш должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

Кочерга

Очень смешная игра, особенно в среде 4-6-леток. Играющий выбирает себе имя из кухонных вещей: кочерга, тарелка, вилка, ножик, поварешка. Я задаю им вопросы показывая на ребенка. «Как зовут?» - «Кочерга». Если ответил так, а не Витя или Миша, шаг вперед.

- А маму?

- Кочерга (еле сдерживает смех). Еще шаг вперед

- На носу у тебя что?

- Кочерга.

- А питаешься чем?

-  Кочергой.

 - А бабушка с дедушкой у тебя кто?

 - Кочерги.

Если малыш сбился, он просто остается на месте, не делает шаг вперед. Как видим, отрабатываем падежи, учимся изменять существительные в роде и числе.

По такому же принципу играем в игру «Парочки»

Ребенок – дети, человек   - люди, жеребенок – жеребята, слоненок – слонята

Мать – отец, дочь – сын, дед – баба и т.д.

Стол (какой?) – деревянный, окно (какое?) – стеклянное, стены – кирпичные.

Ненавязчиво познакомим с суффиксами: самолет – самолетик, пароход – пароходик, лодка – лодочка. Тут очень рекомендую книгу «Русский язык: от игры к знаниям», ИД «Нева». Мы прошли по ней по всем темам, затронув и приставки и суффиксы, меняя род, число и вообще всячески играя со словами под замечательные стихи.

Я иду в поход и беру с собой

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

«Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Интереснее играть в сюжетные игры:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

Словесный волейбол

Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.

Укрась слово

К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.

Первая буква.

Отлично сочетается с кубиками «Пять в кубе» и любыми другими алфавитными буквами. Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».

 

                              

Дата последнего обновления страницы 28.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения