Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра 

Нижневартовский район с. Варьеган

Р.А. Яворская

 

 

Информационно-коммуникационные  технологии.

           Новые информационныщ-коммуникационные технологии (ИКТ) стали перспективным средством развития познавательной активности старших дошкольников. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они  связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. 

       Белавина И.Г. утверждает чем раньше познакомится ребенок с компьютерной техникой, тем меньший психологический барьер он будет перед ней испытывать . А большинство современных детей, начав осваивать окружающий мир и обнаружив в нем компьютер, восприняло его как неотъемлемую часть окружающей среды. В связи с тем, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ребенок воспринимает компьютер, прежде всего как игрушку . 

       Новая сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он может решить самые разнообразные игровые задачи естественно вызывает повышенный интерес. Именно интерес является одним из важнейших стимулов к познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание, сосредоточенность. Его воздействие проявляется и в воспитании морально-волевых качеств, в развитии личности в целом. Если обойти вниманием повышенную мотивацию детей при взаимодействии их с компьютером, если запрещать или наоборот абсолютно не контролировать этот процесс, то искусственно будет тормозиться развитие личности ребенка адаптированной к современному миру.

        Современное общество нуждается не только в исполнителях, но и в изобретателях, новаторах, творческих людях. А использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста позволяет не только в доступной форме передать ребенку необходимые ему знания, но и научить его творчески мыслить. Например, развивающие и обучающие компьютерные игры, тщательно подобранные с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка помогают:

-        выявить и развить его способности;

-        являются великолепным способом активногосамовыражения;

-        усиливают концентрацию внимания;

-        учат ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

       Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. 

         В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

         Общение вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов.

В своей работе с детьми используют обучающие игры для  дошкольников различных фирм, таких как «1С», «Кирилл и Мефодий», «Кудиц», «Акелла», «Никита» и др.

         Игры соответствуют задачам развития и обучения ребенка, его психофизиологическим возможностям. Характер игр: развивающий, обучающий, игры-забавы, компьютерно-диагностические игры.

   Игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические - «Азбука», сюжетно-дидактические - «Одень по сезону», «Климат», «Построй город», сюжетно-режиссерские - «Море», «Лес». Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов у дошкольников.

        Предлагая игры из серии «Мир природы» («Лото растений», «Урожай»), педагог знакомит детей с различными явлениями, их взаимосвязью, с растительным и животным миром, такие игры способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире.

         Играя в игры серии « Вместе и отдельно» («Космос», «ЧТО я ем», «Матрешки», «Четвертый лишний»),  дети учатся классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание). Развивает способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве» («Построй дом», «Лиса и цыплята»).

        Игры серии «Конструирование» («Калейдоскоп», «Конструктор», «Витраж», «Кляксы») развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии.

Самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования помогают игры серии «Комбинаторика» («Волшебные ключи», «Принцесса-сороконожка», «Зимние чудеса»).

         Компьютерные режиссерские игры («Лес», «Танцующая гусеница», «Море»), позволяют ребенку повторить весь ход событий в виде мультфильма. Дети, фантазируя, создают свой собственный мультик, сюжет которого разворачивается на фоне различных декораций. Самостоятельно принимают решение, выражают свою индивидуальность. Благодаря наличию готовых форм, ребенок не отвлекается на их создание: вырезывание или рисование. Его мышление направлено непосредственно на создание образа, фигуры, сюжета. Это очень важно, так как дети начинают ощущать себя творцами своего мультфильма.

         Таким образом, своевременное ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, природной, социальной с помощью компьютерных игр дают толчок (импульс) развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогает детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"